Взгляните на мировые события по новому!

Сгорел на работе

Как гаражные переделки автобусов приводят к пожарам на маршрутах Поделиться

Практически каждый день в интернете появляются новости об автобусах, которые вспыхивают прямо на маршрутах. Пассажирский транспорт нередко не добирается до конечной и в буквальном смысле «горит на работе». Как показывает печальная статистика, огню всё равно какой автобус спалить: полыхают и иномарки, и представители отечественного автопрома. Почему это происходит?

К сожалению, даже мировая известность бренда – не гарантия безопасности. В сентябре прошлого года под Белгородом выгорел туристический автобус Мерседес, перевозивший детей с ограниченными возможностями здоровья. К счастью, никто не пострадал. Пассажиров успели вовремя эвакуировать, в том числе и благодаря проезжавшим мимо водителям, которые помогли вынести детей и начали тушить транспорт до приезда пожарных.

В декабре в Волгограде загорелся автобус Волгабас 2015 года выпуска. Хорошо, что пожар случился по дороге в парк, когда уже все пассажиры вышли и никто не пострадал.

Тоже в декабре в Хабаровске воспламенился автобус Daewoo корейского производства, чуть-чуть не дотянув до конечной остановки. Как сообщала «Комсомольская правда» с ссылкой на Минтранс Хабаровского края, «вспыхнул дизельный двигатель, пассажиров экстренно эвакуировали».

Месяцем ранее в г. Волжский прямо посреди улицы загорелся видавший виды пазик  2006  года выпуска. Слава богу и там никто не пострадал. Может быть, машина уже своё отбегала, т.к. была выпущена 15 лет назад?

Как мы видим, на пассажирских и междугородных маршрутах горят и российские автобусы, и иностранные. Причины могут быть разные, нередко к таким происшествиям приводит использование старой, исчерпавшей свой ресурс техники или нарушение правил эксплуатации.

Кто подливает «масла» в огонь

Мы решили поподробнее разобраться в причинах, которые приводят к возгораниям и подливают «масла» в огонь пассажирских перевозок. Для этого мы обратились к техническим специалистам сервисных центров в разных регионах. И пришли к неутешительным выводам.

Выясняется, что многие транспортные перевозчики пренебрегают регулярным техническим обслуживанием. Зачастую, за автобусом не следят вообще и даже банального осмотра перед выездом на маршрут не делают. Не говоря уже о том, чтобы пригнать машину в авторизованный сервисный центр, где специалисты всё сделают согласно нормативам и регламентам.

Кроме того, некоторые владельцы автопарков увлекаются «самопальным» тюнингом, который может приводить к возгораниям. Гаражные переделки, захламление технических отсеков, самовольные подключения к штатной электропроводке, переоборудование под другой тип топлива – все это, оказывается, нередкая практика при эксплуатации пассажирских автобусов.   

Ящик Пандоры из гаража

Если крупные перевозчики уделяют необходимое внимание и своевременности ТО, и качеству сервисного обслуживания, и перед каждым выходом «на линию» проводят дополнительный осмотр транспорта, то мелкие перевозчики, зачастую предпочитают сэкономить. Например, при поломке автобуса устанавливают контрафактные запчасти, изготовленные кустарным способом.

В результате машина уже через несколько лет превращается из средства передвижения в ящик Пандоры. Сгнившая изоляция проводов, подтеки масла на двигателе или же из лопнувшего шланга масло попадает на разгоряченные агрегаты – и всё, автобус вспыхивает как свечка.

Например, на этом фото – двигатель с подтеками масла, в непосредственной близости к тем деталям, которые сильно раскаляются при работе. Лишь вопрос времени, когда масло от нагретых деталей раскалится и загорится:

Причину таких проблем легко бы устранили в любом сервисном центре. Но для этого нужно найти время и, возможно, даже снять машину с маршрута. К сожалению, не все автовладельцы готовы потратить ресурсы на квалифицированное технического обслуживание. И купленный автобус будет перевозить людей «до упора», пока просто не сгорит на работе. Во всех смыслах.

Еще одна причина внезапных ДТП – гаражные переделки. Многие не понимают зачем платить производителю за дополнительные опции. Особенно когда знакомые ребята в своем сервисе могут установить видеоэкран или любые другие приборы. Так выходит дешевле, а как там все подсоединено – под обшивкой все равно незаметно. В заводских условиях все подсоединения проводятся согласно правилам и нормам, с расчетом предельной нагрузки на напряжение. Если же эти правила не соблюдаются, электропроводка, не рассчитанная на дополнительные нагрузки, может коротнуть. Как, например, на этих фото, где видны самодельно установленные в салоне видеоэкран и Wi-Fi роутер:

А вот на этом фото видно, что предохранитель почему-то болтается внизу и не прикреплен к корпусу. На его месте – проволока. Меж тем, основное назначение пластикового предохранителя (синяя деталь внизу фото) – оплавиться при скачке напряжения и не дать излишнему току пойти дальше. Проволока же не плавится. Соответственно все повышенное напряжение пойдет дальше по проводам. И там уж как повезет — либо коротнёт и какой-то прибор «вылетит», либо случится возгорание:

На этом фото — гвоздь программы, в самом буквальном смысле. Саморез в силовом кабеле, который соединяет дополнительную технику в салоне и стандартную заводскую проводку. Токопроводящий саморез при малейшем контакте с металлическим предметом может устроить короткое замыкание и, как следствие – пожар:

А некоторые водители используют ящики с аккумуляторными батареями и моторные отсеки вместо бардачка или багажного отсека. Вот посмотрите сколько всего можно уместить рядом с аккумулятором. И всё бы ничего, только лишние металлические вещи могут замкнуть электроток на кузов автобуса. И дальше опять же, неприятный сюрприз: либо шибанет кого-то, либо токи добегут до тех деталей, где есть натеки масла, и тогда возникнет возгорание:

На следующих фото видны следы тления на ткани, которой бережно укрыт движок. Дело в том, что некоторые водители укутывают мотор, чтобы не тратить время на прогрев машины перед выходом на маршрут. В дороге двигатель и детали рядом с ним сильно раскаляются, а ткань от этого может загореться. Но от укутывания агрегатов в подкапотном пространстве автобуса многих это не останавливает:

Халатность и стремление сэкономить

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Украинских беженцев в Швейцарии одергивают: насаждают национализм

И вот такие натюнингованные новые или видавшие виды старые автобусы каждый день колесят по просторам страны. Зачастую серьезное техническое обслуживание такие машины видят лишь однажды – при сходе с заводского конвейера. А дальше – в сервисный центр ни колесом. Некоторые перевозчики считают, что если на транспортном средстве работают фары, крутится руль и все зеркала на месте – можно возить людей. Довезут или нет – это уже другой вопрос. Причина – стремление сэкономить или просто халатность владельцев автобусов.

В итоге СМИ пестрят новостями о возгораниях, но пока не встречаются сообщения о том, что кого-то привлекли к ответственности за установленный без соблюдения требований производителя кондиционер, газовое оборудование или висящую на саморезе магнитолу.

И в таких случаях получается, что, заходя в салон автобуса, пассажир может стать участником лотереи: довезут – не довезут. Так будет продолжаться, пока власти не усилят контроль за соблюдением правил обслуживания пассажирского транспорта. Также важно обратить внимание и на сроки эксплуатации автобусов. По статистике, в России половина автобусного парка старше 10 лет, среди них немало и автобусов-долгожителей, которые эксплуатируют в хвост и в гриву по 15-20 лет, пока техника просто не развалится или не загорится на ходу. Безнаказанность и отсутствие контроля приводят к регулярным пожарам, когда техника вспыхивает прямо на маршруте, угрожая жизни пассажиров.

Комментарии закрыты.