Взгляните на мировые события по новому!

Гибель АПЛ «Трешер» (США)

10 апреля 1963 года в Атлантическом океане погибла американская подводная лодка «Трешер», ставшая первой атомной субмариной в истории, потерянной в море.

Атомная ударная подводная лодка SNN-593 «Трешер» (в переводе с английского «Морская лисица», тип сельдевой акулы) являлась головным кораблем своего класса.

Она была заложена 28 мая 1958 года на Портсмутской военно-морской верфи (Киттери, штат Мэн, США), спущена на воду 9 июля 1960 года, введена в строй 3 августа 1961 года.

«Трешер» был самой современной для 1960-х годов подводной лодкой, при его создании были учтены последние достижения в области ядерной энергии, технологии строительства подводных лодок, а также опыт боевого использования подводных сил в двух мировых войнах. Субмарина предназначалась, главным образом, для борьбы с подводными лодками противника.

В длину «Трешер» достигал почти 85 метров, наибольшая его ширина составляла 9,8 метра. Субмарина имела надводное водоизмещение – 3700 тонн, подводное водоизмещение – 4300 тонн. Она могла развивать скорость в надводном положении 15 узлов, в подводном положении – 30 узлов, погружаться на глубину до 360 метров.

Подводная лодка имела ядерный реактор, две паровые турбины. Мощность реактора составляла 15 тысяч лошадиных сил, он не только снабжал паром турбины, но и питал энергией системы очистки воздуха и воды. Теоретически, не всплывая, «Трешер» мог преодолеть 200 тысяч километров.

Субмарина была вооружена четырьмя торпедными аппаратами.

После ввода в строй «Трешер» в 1961-1962 годах провел длительные испытания в западной части Атлантического океана и Карибском море. Летом 1962 года субмарина вернулась на верфь Портсмут для технического осмотра и устранения обнаруженных дефектов. За год плавания удалось выяснить и устранить 875 неисправностей и недоделок, подавляющее большинство которых оказались незначительными и касались быта и удобства эксплуатации. Однако было обнаружено 130 дефектов в конструктивных решениях, пять из которых связаны с безопасностью корабля. Ремонтные работы продолжались девять месяцев. В январе 1963 года на «Трешер» прибыл его новый командир капитан-лейтенант Джон Харвей.

После окончания ремонтных работ 9 апреля 1963 года субмарина вышла из гавани Портсмута в море для тестовых испытаний. Такая проверка была необходима после длительной стоянки на верфи. На борту субмарины находились 129 человек: 12 офицеров, 96 старшин и матросов из состава экипажа корабля, а также четыре офицера и 17 гражданских специалистов – представители Портсмутской верфи.

В испытательном плавании субмарину сопровождало специальное судно «Скайларк» (Skylark), задачей которого было держать связь с лодкой и не допускать в район испытаний посторонние суда. Кроме того, в случае необходимости оно должно было оказать «Трешеру» посильную помощь. Находясь в подводном положении, подводная лодка связывалась со «Скайларком» по гидроакустической телефонной связи.

9 апреля субмарина осуществила серию испытаний в надводном положении с целью проверки работы навигационных приборов и средств связи, а также несколько погружений на небольшую глубину. Следующую серию испытаний на глубоководное погружение намечалось провести в районе, расположенном в 200 милях (370 километров) восточнее мыса Код. Глубина Атлантического океана в этом районе доходила до 2560 метров. Ничего необычного в этих испытаниях не было: с момента ввода в строй «Трешер» совершил около четырех десятков таких погружений.

10 апреля 1963 года в 6.35 по местному времени субмарина пришла в район испытаний, сюда же прибыло и судно сопровождения «Скайларк». В 7.47 с «Трешера» сообщили на «Скайларк» об окончании последних приготовлений и начале погружения на предельную глубину. В 7.52 с подводной лодки сообщили о погружении на 400 футов (120 метров). Экипаж осмотрел корабль, утечек не было найдено.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  США намерены обсудить с Киевом обмен разведданными, заявил Келлог

Все последующие данные о глубине погружения стали передаваться в кодированном виде, без указания действительных величин.

В 8.09 капитан «Трешера» сообщил, что находится на половине испытательной глубины. В

8.35 на «Скайларк» поступило сообщение, что подводная лодка находится на глубине «минус 90 метров» (по-видимому, он был на глубине 180-215 метров).

В 8.53 с «Трешера» сообщили, что идут на предельную глубину. После этого качество связи начало ухудшаться, но с подлодки продолжали поступать сообщения.

В 9.13 с «Трешера» доложили о возникновении «незначительных проблем», потом – о нарастающем дифференте на корму (отклонении корпуса от строго горизонтального продольного положения). Далее экипаж доложил о попытках продуть балластные цистерны и аварийно всплыть на поверхность.

В 9.17 на «Скайларке» получили невнятное сообщение, но штурман судна «Скайларке» разобрал фразу «превышение предельной глубины». После этого послышался шум, который впоследствии был охарактеризован, как «треск разламывающегося корабля».

В течение полутора часов «Скайларк» безуспешно ждал всплытия лодки. Затем с судна начали бросать в воду подрывные патроны, как это предусматривалось указаниями на случай потери связи. В 11.04 командир «Скайларка» приказал передать радиограмму командованию о том, что не может установить связь с «Трешером».

К концу дня в район поиска прибыли самолет и корабли, которые обнаружили на поверхности воды масляную пленку. Чуть позже были найдены несколько кусков пробки и пластмассы, которые использовались в качестве изоляционного материала на подводных лодках. Саму субмарину обнаружить не удалось.

11 апреля 1963 года в 10.30 на пресс-конференции было официально объявлено о гибели подводной лодки «Трешер» и всех 129 человек, которые находились на ее борту.

Поиски «Трешера» продолжались в течение 1963-1964 годов. На дне океана были найдены и сфотографированы обломки легкого корпуса и ограждения выдвижных устройств подводной лодки, определена принадлежность «Трешеру» деталей, поднятых со дна с помощью батискафа «Триест» (Trieste). Расследованием причин трагедии занимались две комиссии – военно-морских сил и Объединенного комитета по атомной энергии конгресса США. В результате изучения обстоятельств гибели «Трешера» и опроса лиц, имевших отношение к погибшей лодке, были выдвинуты следующие основные версии случившегося:

  • лодка вследствие ошибки личного состава проскочила предельную глубину погружения и была раздавлена;
  • разрушение прочного корпуса на глубине, близкой к предельной, произошло из-за конструктивных или технологических дефектов;
  • лодка потеряла плавучесть из-за поступления внутрь прочного корпуса воды через поврежденную арматуру или разорвавшийся трубопровод.

Кроме этих официальных версий в зарубежной печати высказывались и другие предположения, например, саботаж или диверсия. Не исключалась возможность взрыва подводной лодки, в том числе в результате боевых действий «неизвестного подводного противника».

Что в действительности привело к гибели «Трешера» – так и остается тайной.

Большинство американских специалистов склонны считать, что подводная лодка «Трешер» погибла в результате поступления воды внутрь прочного корпуса через поврежденные трубопроводы или забортную арматуру.

После гибели «Трешера» Военно-морские силы США установили дополнительные процедуры безопасности, в том числе программу SUBSAFE, согласно которой каждая подводная лодка должна пройти ряд испытаний на безопасность.

Кораблям, сопровождающим подводные лодки на испытаниях, приказали вести техническую запись переговоров с ними. Кроме того, был внесен ряд изменений в технологию строительства субмарин.

Комментарии закрыты.